протоиерей Димитрий Струев «Концепция молодежного центра “Экклезиаст” и его “Фестиваля друзей”»
Центр «Экклезиаст» начинался в 2005 году с еженедельных собраний по четвергам в помещении при Христо-Рождественском храме. Традиция этих собраний жива и сейчас, только они проходят уже в здании Центра. Беседы, диспуты, творческие вечера и другие варианты общения в традиции «Экклезиаста» остались, но появилось и нечто большее.
Результатом первых трех лет существования «Экклезиаста» для его участников стало общее ощущение потребности перерастания его молодежной «тусовки» в христианскую общину. Отличие христианской общины от любой другой общности людей – евхаристичность. Евхаристическая Чаша с Плотью и Кровью Господа должна быть центром общины.
Мы благодарны тому храму, который стал колыбелью «Экклезиаста», но для того, чтобы в нашем городе появилась молодежная община, должен был быть храм, который мог бы привлечь бы участников нашего клуба к тем или иным формам церковного послушания «по максимуму», чтобы молодые люди ощутили ответственность за созидание церковной жизни в храме, чтобы они сами могли созидать тот приход, который станет домом для их духовной семьи. Было понятно, что в Липецке должен появиться новый храм – приход молодежной общины.
Эта идея встретила безусловную поддержку нашего правящего архиерея, епископа Липецкого и Елецкого Никона (сейчас – митрополит Липецкий и Задонский). Так промыслительно сложилось, что буквально за несколько дней до нашего разговора с владыкой Никоном между администрацией города и епархиальным управлением был заключен договор на использование епархией здания бывшего кинотеатра «Металлург». И когда я сказал владыке о решении «Экклезиаста» просить благословение на создание собственного прихода, владыка улыбнулся: «Бери ключи – здание вас ждет».
Состояние здания, конечно, оставляло желать лучшего. После закрытия кинотеатра в перестроечные годы в этом здании располагался стриптиз-бар; в зале на сцене – шест, за сценой – декор соответствующий. Пока мы не спилили шест, я на вопросы о занимаемой должности отвечал «настоятель стриптиз-бара». Само здание в аварийном состоянии. Не было ни одного угла, в котором можно было хоть как-то обустроиться и совершать богослужения. С миру по нитке собирали средства на то, чтобы в небольшой части здания – в административной пристройке, где были киноаппаратная, бойлерная, электрощитовая и прочие подсобные помещения – заново провести отопление, сделать ремонт и оборудовать храм (второй этаж), церковную лавку и трапезную (она же – воскресная школа, она же – зал для творческих вечеров, этаж первый). И вот уже несколько лет в храме совершаются богослужения, в церковной лавке большой выбор православной литературы и периодики, причем упор делается на миссионерские и апологетические издания, действует воскресная школа, а творческие вечера, беседы и диспуты «Экклезиаста» продолжаются с момента основания епархиального молодежного отдела.
Необходимо рассказать, почему храм посвящен иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Перед этим образом принято молиться о прощении тяжких согрешений, о помощи в поисках выхода из духовного тупика, о вразумлении близких – неверующих либо попавших в какую-то духовную беду. Миссионерская и пастырская работа в современной молодежной среде с ее духовными проблемами располагает к молитвенному обращению к Матери Божией именно перед этой иконой, и мы с многими из «экклезиастовских» ребят, бывая в Москве, приходили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок), где находится одна из наиболее чтимых московских святынь – чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для многих этот дивной красоты образ стал родным. Однажды мы, восстанавливая историю создания «Экклезиаста», вспомнили вечер первого четвергового собрания (а его дата была назначена наобум) и решили посмотреть, на чью память он пришелся в церковном календаре. Обнаружили, что это был вечер накануне праздника иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Решение собрания «Экклезиаста» посвятить наш будущий приход этому образу Пречистой было единогласным, впоследствии оно было поддержано нашим правящим архиереем и епархиальным советом.
По благословению владыки Никона монахиня-иконописица выполнила список с московского чудотворного образа «Взыскание погибших». Это не точная копия, но источник по ней узнаваем. Вместо серебряного оклада – шитый из тканей. Мы освятили нашу икону в Москве у чудотворного подлинника, привезли и разместили справа от царских врат в нашем храме. Престол во имя этой иконы будет когда-нибудь освящен в главном алтаре после реконструкции всего здания; в том помещении, где службы совершаются сейчас, будет «придел» – второй храм с престолом в честь святителя Феофана Затворника. Однако главный престольный праздник нашего храма – это в любом случае день иконы «Взыскание погибших», и с 2011 года мы встречаем престольный праздник вместе с нашими друзьями – гостями «Фестиваля Друзей “Экклезиаста”», приурочив фестиваль одновременно к Дню православной молодежи (Сретение, 15 февраля), к годовщине основания «Экклезиаста» и к празднику «Взыскания погибших» (17-18 февраля).
Хотя храм «Взыскания погибших» – в первую очередь храм молодежного центра «Экклезиаст», его двери открыты для прихожан любого возраста. Среди постоянных прихожан есть и семьи – и молодые, и зрелые, есть и местные старушки. Только на всех церковных послушаниях у нас вместо привычных бабушек – «экклезиастовцы». Клирики храма – это рукоположенные владыкой Никоном воспитанники нашего молодежного центра, из нашей же молодежи набрался клирос, алтарники, преподаватели воскресной школы, дежурные по церковной лавке. И для каждого из участников послушания важна их востребованность в церковном служении, поскольку именно в состоянии востребованности у приходящей в храм молодежи больше шансов остаться в православии.
Однако следует отметить, что «Экклезиаст» – не только приход. В наименовании «православный молодежный культурный центр» очень важно слово «культурный». Кроме диспутов и духовных бесед, неотъемлемой частью существования «Экклезиаста» стали творческие вечера поэтов и музыкантов. И, хотя мы – наверное, неточным было бы слово «приглашаем» – скорее, вовлекаем в дружеское общение… Итак, хотя мы вовлекаем в общение авторов и исполнителей верующих, православных, и темы, связанные с духовной жизнью, неизбежно присутствуют в творчестве каждого из них, тем не менее, нельзя сказать, что у нас проходят концерты именно «православных бардов». Со стороны может показаться, что творчество, с которым мы знакомимся в «Экклезиасте», скорее светское, чем церковное. Какими же критериями мы руководствуемся в определении сферы восприятия творчества? В качестве ответа на этот вопрос лучше всего подойдут слова, сказанные Еленой Камбуровой в нашей с ней беседе, записанной для журнала «Фома» в 2003 году. Речь шла о влиянии на творчество Елены Антоновны ее обращения к православию: «Сегодня хочется, чтобы в репертуаре было больше произведений, которые влияли бы на душу человеческую, могли бы ее лечить. Которые созидали бы душу, а не разрушали ее. Сейчас я более серьезно отбираю какие-то вещи с этой точки зрения. Если раньше — просто: хорошие стихи — плохие стихи, то теперь я жадно выискиваю — а где же в стихах есть. Необязательно слово «душа», но - то, что ее формирует». Итак, творчество, которое «формирует душу», даже если в поэтическом тексте не звучат напрямую слова «душа» или «Бог». Общение с участием серьезного музыкально-поэтического творчества содействует становлению того культурного уровня человека и тем изменениям в состоянии его души, которые становятся в некотором смысле платформой для дальнейшего формирования его духовной жизни. Причем это общение важно не только для экклезиастовской молодежи. Отзывы наших гостей, приезжавших из Москвы и Подмосковья, Воронежа, Рязани и других городов, свидетельствуют о том, насколько это общение важно для них самих. Многие из них приезжют к нам не только для выступлений, но и остаются у нас на службах, исповедуются и причащаются; некоторые приезжают, чтобы обвенчаться в нашем храме. И те отношения, которые сложились у нашей общины со многими людьми из разных городов – будь то священнослужители или миряне, «заметные» в творческой среде музыканты или простые ребята – позволили ежегодное февральское мероприятие назвать фестивалем друзей, именно друзей.
Впереди у нас непочатый край забот по реконструкции нашего здания. Существует проект реконструкции здания; определена сумма, необходимая для реализации проекта – это три с половиной десятка миллионов рублей. Пока непонятно, где и каким образом добывать эти средства. Просим молитв о том, чтобы Господь послал жертвователей. Когда-нибудь, Бог даст, здание неказистого советского кинотеатра, построенного в разгар хрущевской «борьбы против архитектурных излишеств», превратится в прекрасный храм со стеклянным куполом, звонницей и помещениями молодежного культурного центра и воскресной школы. При этом нам надо постараться не забывать, что не менее важно, чем реконструкция стен, созидание души каждого из членов нашей общины и тех, кого Господь определил нам в друзья.