9й день со дня смерти Владислава Крапивина
16 июля в центре "Экклезиаст" прошел творческий вечер Владислава Круглова, музыканта из Нижнего Новгорода. В числе других композиций Владислав исполнил несколько своих песен на стихи Владислава Петровича Крапивина, детско-юношеского писателя, творчество которого оказало значительное влияние на его жизненный путь. 1 сентября Владислава Петровича не стало. Владислав Круглов написал для нашего сайта небольшой текст, посвященный Крапивину.
"Книги, без которых я – не я"
Сегодня о. Димитрий Струев совершенно неожиданно для меня попросил написать что-то в память о Владиславе Крапивине. Я очень удивился, потому что кому бы это было интересно, но решил попробовать, хотя о. Димитрий делает это в тысячу раз лучше.
Первая мысль, которая приходит в голову сегодня – о благодарности. Я хотел бы сказать Владиславу Петровичу спасибо даже не за книги и стихи, а за мою собственную личность. Думаю, что миры, образы, принципы, идеалы и ориентиры произведений Владислава Крапивина составляют как минимум половину того, каков я есть. Задолго до того как я достиг возраста, в котором сам стал всерьёз задумываться о сложных вещах, у меня уже был этот камертон – я отчётливо помню, как, однажды наябедничав во втором классе, первая неодобрительная мысль в голове была примерно такая: «разве так поступают твои любимые герои крапивинских книг?». Но дело не только в нравственных ориентирах. В том числе благодаря Крапивину, вся моя жизнь пропитана поэзией старых железнодорожных путей, патефонных (и не только) пластинок, размышлениями о многогранности вселенной, о взаимосвязи всего на свете, и вообще – книги Крапивина прививают глубоко поэтическое восприятие мира. И, конечно, привычка во всём пытаться стремиться к подлинному и к живому. Даже в музыке, любовь к которой не слишком свойственна «среднему крапивинскому мальчику». Например, предпочтение акустических музыкальных инструментов даже самой талантливой электронщине – тоже отчасти «оттуда». Единственное – романтикой морских путешествий я так и не проникся, всегда больше привлекала полётная и фантастическая тема миров Крапивина.
Именно благодаря Крапивину произошло несколько важнейших поворотов в моей жизни – театр-студия «Синий краб», без которой я был бы не я. Первые полноценные песни написаны именно на стихи Крапивина. А 2 года назад вышел первый короткометражный фильм по мотивам песни на стихи из «Голубятни на жёлтой поляне» - и после этого принято решение заняться музыкой более целенаправленно. Даже это отчасти благодаря Крапивину – это уже почти забавно, ведь на первый взгляд почти не имеет отношения к «крапивинской атрибутике».
В процессе взросления я всё больше расширял свои интересы, и со временем крапивинская тема отошла на второй план. В каких-то вопросах я в своей голове часто спорил с его книгами, в каких-то даже раздражался – мировоззрение менялось, мир вокруг усложнялся, а старые книги остались прежними и ассоциировались с этапами взросления, оставленными позади, о которых не всегда приятно вспоминать. Сейчас я думаю, что пора вернуться к этим книгам и прожить их заново, с более глубоким (надеюсь) уровнем понимания. Потому что я только сейчас по-настоящему осознал, сколько же во мне от этих потрясающих книг. Крапивин стоит отдельно от остальных писателей, даже самых великих, его книги – больше чем книги. И я не могу отчётливо осознать, в чём выражается это отличие книг Крапивина, но чувствую – это так. Они – как особое пространство, в них невероятная сила, преображающая людей.
Ещё я хочу сказать кое-что очень личное. Может быть, это не совсем уместно, как-будто я пытаюсь примазаться, но мне кажется, что надо.
10 лет назад, когда мне было 15, у меня получилось послать первые 2 моих полноценных песни — "Домой" и "Сент-Экзюпери" — автору стихов. И ответ Владислава Петровича меня очень вдохновил — песни ему неожиданно понравились, и больше понравилась именно песня "Домой". А ещё мне показалось очень важным, что он, как оказалось, написал эти стихи примерно в том же возрасте, что и я музыку к ним. И, не смотря на всю наивность и чрезмерную простоту музыки к этой песне, отчасти именно из-за того ответного письма я решил, что нужно обязательно записать её заново и выложить по-человечески, и очень этому рад.
Через год появилась ещё, пока не опубликованная здесь, песня "Это сбудется" из "Самолёта по имени Серёжка". Её тоже получилось послать Владиславу Петровичу, и он тоже прислал ответ, который я сегодня перечитал спустя девять лет. Почему-то мне тогда показалось, что песня ему не понравилась, и я очень расстроился, долгие годы мне было крайне неловко от этого моего письма. Я не знаю, почему тогда я так решил, видимо, очень переживал, потому что сейчас я обнаружил, что в письме нет ни слова о том, что музыка плоха, даже наоборот. Разве что Владислав Петрович писал, что трудно "привыкнуть" к песне, на стихи которой уже написано немало вариантов, а в конце письма были очень важные подбадривающие слова. Теперь, когда я заново перечитал этот ответ, из него повеяло такой поддержкой, которая ещё долго будет давать вдохновение. Поэтому моя благодарность Владиславу Петровичу сегодня усилилась многократно. Как-будто он ответил мне заново. Это правда: общение с писателем продолжается после его ухода. И, как я понял сегодня, иногда самым неожиданным образом.
Предлагаем Вашему вниманию ссылки на диалог с Крапивиным о.Димитрия Струева:
https://www.pravmir.ru/doroga-negasnushhey-nadezhdyi-pisatel-vladislav-krapivin-i-svyashhennik-dimitriy-struev
... и на заметку, написанную о.Димитрием в день смерти В.П.Крапивина по просьбе сотрудников журнала "Фома":
https://foma.ru/on-skazal-zrja-izvinjaetes-ja-sovershenno-ne-obidelsja-svjashhennik-o-vstreche-s-vladislavom-krapivinym.html
Ссылка на группу с творчеством Владислава Круглова:
https://vk.com/vlakrunn