священник Кирилл Плетнев «Опыт общения со Христом через совместное чтение Писания»
В настоящее время Божественная Литургия после проскомидии состоит из двух частей: литургия верных и литургия оглашенных, т.е. тех, кто только готовится к Таинству Крещения. Как известно, центр Литургии верных – это Таинство Причастия. В этом Таинстве человек абсолютно соединяется со своим Создателем. Это то без чего, как сказано в Писании, нет жизни в человеке (Ин. 6,53). Центр Литургии оглашенных – это Евангелие, Слово Божие обращенное к человеку, Благая весть. Удивительно, что в древности даже некрещеным именно Слово Божие предлагалось для встречи со Христом. В синодальный период это было настолько утрачено, что один из солдат, похвалявшийся грабежами и убийствами, в которых он участвовал в дни революции, сказал: «Мы только крышку Евангелия целовали... А что в ем писано, того не знаем». Не секрет, что и сейчас многие прихожане нашей Русской Православной Церкви не знают многого, что содержится в Священном Писании.
В большинстве своем, с Библией мы можем соприкоснуться в двух местах – в храме на богослужении и дома при самостоятельном чтении. В первом случае сама Церковь предлагает выбранный отрывок из Писания для научения нас в вере и добродетельной жизни. Очень часто батюшки произносят свои проповеди по прочитанному отрывку из Евангелия, поясняя прихожанам трудные места, дополняя их своими рассуждениями. Но количество воскресных зачал довольно ограничено, и оно никак не может охватить весь текст Нового Завета, не говоря уже о Ветхом. При самостоятельном прочтении Писания человек может сам поразмыслить над текстом, извлечь пользу из прочитанного, и это будет лично его встречей с Господом. Но из-за отсутствия размышления, а порой и просто неумение это делать, пользы от прочитанного гораздо меньше, чем могло бы быть. Отсюда возникает вопрос: достаточно ли этого?
Мне кажется, что в обоих случаях есть еще один существенный недостаток – нет возможности поделиться своим опытом. Неофиты это ощущают ярче прихожан со стажем. Начиная вливаться в церковную среду хочется буквально кричать с восторгом о Боге, о том как прекрасна Его Церковь, взахлеб часами говорить о своих новых открытиях. Но едва ли в мирской суете найдется человек готовый слушать. В нашем светском государстве живут совсем по другим принципам. В этом случае малые группы совместного чтения Писания незаменимы.
Существует множество форм и методов совместного чтения Писания, но их целью, прежде всего, должна являться встреча человека и Бога. Мне хотелось бы подробнее рассказать о молитвенной группе. Этот метод требует немалых усилий участников, но от этого занятия становятся только интереснее.
Ведущий (или модератор, который одновременно является и активным участником встречи, а никак не преподаватель) предварительно объясняет правила, которым участники стараются следовать. Первое – это тишина, которая необходима после прочитанного отрывка. Этой паузой мы пользуемся для молитвы, помня слова Христа, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Матф.18,20). Также тишина нам необходима, для того чтобы настроить свои внутренние струны души в унисон с Писанием. Уже здесь мы можем увидеть удивительные вещи. Как сказано в предисловии к книге Н.Н. Соколовой «Под покровом Всевышнего»: «Большинство людей, впервые берущих в руки Священное Писание, исполнены какого-то предвзятого чувства, что речь в нём идет о высоком, величественном и недосягаемом для понимания простого человека. И вдруг… оказывается, что Священное Писание — истина, максимально приближенная к современной жизни, где через описание событий и людей для многих открываются свои собственные черты характера, слабости и грехи».
Второе, что необходимо – это следовать заповеди Христа не судить ближнего своего. Это может показаться странным, но критическая оценка человека (этот не так одет, этот говорит какие-то глупости, а эта строит из себя непонятно кого) может нарушить чуткий микроклимат всей группы. Ведь может быть именно в этот момент через него с нами разговаривает Сам Господь. Поэтому многие руководители призывают не критиковать говорящего участника, даже если это кажется в корне неверным. Лучше постараться увидеть в нашем ближнем икону, образ Божий. И если уж совсем не можем согласиться с высказыванием, то озвучить свое мнение, но кротко и со смирением, чтобы никто не был обижен. Участники стараются говорить от себя, т.е. мы не пытаемся вспомнить какое-то интересное толкование текста или какую-либо яркую мысль проповедника. Прежде всего, мы сопоставляем отрывок со своей жизнью и говорим исходя из своего опыта. Уже ближе к концу встречи уместно вспомнить, что об этом думали авторитетные церковные деятели, а также окончательно закрепить материал прочтением толкования Святых Отцов.
В завершении обычно предоставляют слово тем, кто еще не успел высказаться, и подводят итоги встречи. Прекрасным постскриптумом беседы является совместное чаепитие. Как показывает практика, даже в такой совсем неформальной обстановке участники обычно не говорят о мирских делах. Не потому, что на это жесткое табу, а просто почему-то не хочется.
Результатом таких встреч является более глубокое понимание текста Библии, но не это самое главное. Такие беседы организуются не ради самого чтения Писания, как считает составитель методического пособия по Евангельскому чтению Владимир Стрелов, а ради того, чтобы они как-то изменили нашу жизнь – укрепили нашу веру и помогли нам научиться слышать и слушаться Бога.